В век современных технологий путешествовать в разные уголки земли становится все проще. Такое ощущение, что мир – это большая деревня, но могут ли все ее жители хорошо понимать друг друга, все ли используют хорошие манеры поведения?
Проведем небольшой тест. Представьте, что на четыре часа дня у вас назначена встреча. Как вы думаете, в какое время придет ваш иностранный партнер по бизнесу? А зависеть это будет от того, кто он по национальности. Если он немец, то придет ровно в четыре, американец – минут на 15 раньше, англичанин – на 15 минут позже, а итальянец может и вовсе позволить себе часовое опоздание!
Когда Евросоюз стал разрастаться, появились несколько книг – руководств по международному этикету. Сначала многие восприняли это как шутку, особенно англичане, которые были уверены в том, что всемирное принятие и понимание их языка означает и понимание их культуры. Но вскоре все стало на свои места, и люди поняли, что им нужно еще многому научиться, чтобы вести себя правильно со своими зарубежными друзьями и партнерами по бизнесу.
Рассмотрим некоторые особенности поведения и хорошие манеры людей разных национальностей в условиях делового сотрудничества. Например, англичане очень любят обсуждать дела за обедом и даже могут при этом выпить, а вот японцы предпочитают не думать о работе во время еды. Деловой обед для них – это время расслабиться и лучше узнать друг друга, спиртные напитки в это время они употребляют крайне редко.
Немцы предпочитают обсуждать вопросы бизнеса до обеда, а французы сначала плотно покушают, а потом переходят к деловым переговорам. Они считают, что ощущение сытости помогает быть более дружелюбным при решении спорных вопросов.
Если британец или голландец снимает пиджак и закатывает рукава – это знак, что он готов к работе, а вот немец таким образом покажет, что он готов отдохнуть.
Американец, занимающий руководящую должность, может показать важность собственной персоны, положив ноги на край стола. В Японии такое поведение недопустимо. Показывать подошвы своих ботинок там считается ужасной невоспитанностью. Страшнее может быть только прилюдное сморкание.
Пожалуй, самые строгие требования к поведению бизнес партнеров можно наблюдать в Японии. Не ожидайте, что при встречи японец пожмет вам руку, там принято делать поклон головой в знак приветствия. Причем поклон при первой встрече должен быть ниже, чем в последующие. Так японцы выражают свое уважение.
Американцам порой бывает трудно принять столь официальную манеру поведения японцев. Они предпочитают более расслабленную атмосферу. Типичный американец начинает беседу с незнакомцем не с чванного приветствия и манерного выражения уважения к собеседнику, а с выяснения, откуда тот родом. А дальше завязывается разговор вроде: «О! Ты из России? Правда? О, Боже! Моя бабушка однажды туда ездила посмотреть на Ленина!». В то время как типичный британец будет сухо и сдержано расспрашивать вас о погоде.
И напоследок еще несколько советов для путешественников.
• Во Франции не принято сесть в кафе за столик до тех пор, пока вы не пожмете руки всем, кого там знаете.
• В Афганистане процедура приветствия займет у вас как минимум пять минут.
• В Пакистане не вздумайте кому—нибудь подмигивать – обидите человека.
• В восточных странах никогда не подавайте левую руку для приветствия и постарайтесь ничем не восхищаться, находясь у кого—нибудь дома. Иначе хозяин подумает, что он обязан подарить вам предмет восхищения.
• В Таиланде при приветствии вы должны сложить руки ладонями друг к другу и опустить голову и глаза.
• А в Америке вы должны есть гамбургер как можно быстрее, и держать его двумя руками, при этом разговаривать категорически запрещается. Да и вряд ли у вас это получится.
«Будь как дома, но не забывай, что ты в гостях» — вот пожалуй главный принцип межкультурного общения. Уважайте культуру своего иностранного собеседника и вам за это воздастся!